Главная
Экскаватор
Бульдозер
Трактор
Автокран
Погрузчик
Дробилка
Самосвал
Тягач
Грузовик
Полуприцеп
Строительная техника
Кран - манипулятор
Спецтехника
МАЗ
КАМАЗ
Статьи
Контакты
 

 

Статьи о строительстве и технике

 

ДВА В ОДНОМ, или одноковшовые экскаваторы на автомобильном шасси


        Интенсивное строительство и увеличение объемов работы в разных отраслях хозяйственной деятельности России привели к применению современной землеройной техники, и в том числе одноковшовых экскаваторов на автомобильном шасси.
        Идея создания таких машин родилась в стремлении объединить одноковшовый экскаватор с мобильным грузовым шасси. Данное компоновочное решение, как показало время, привело  к успеху и закреплению машин данного класса в сегменте рынка землеройной техники. В России их доля сегодня составляет 8-10% от всех продаваемых экскаваторов на колесном и гусеничном ходу.
        Необходимо ответить, что на российском рынке, как ни странно, наблюдается большое количество производителей автоэкскаваторов, по сравнению с рынком США, и особенно - рынком Европы. Это объясняется не только любовью российских производителей к мобильной технике вообще, а просто жизненной необходимостью - большой протяженностью автодорог, рассредоточенностью различных строительных объектов и огромной территорией где, в отличии от компактной Европы, плечи в 200 км не являются чем-то сверхъестественным. Экскаваторы на автомобильном шасси популярны в нашей стране еще и по причине неразвитости и забюрократизованности рынка перевозок тяжелой и крупногабаритной землеройной техники с одного объекта на другой. А автоэкскаваторам для проезда по дорогам общего пользования не требуется никаких согласований с ГИБДД.
        Сегодня на российском рынке можно видеть две группы экскаваторов на автомобильном шасси. Это классические экскаваторы с шарнирно-сочлененным рабочим оборудованием и телескопические экскаваторы. Рассмотрим эти группы машин более подробно.

Шарнирно-сочлененные трудяги

        Один из старейших производителей экскаваторов в СССР (а теперь в России) - Тверской экскаваторный завод - выпускает в небольших количествах под заказ экскаватор ЕА-17 на широко известном шасси "Урала". Эта модель была создана по заказу Минобороны в середине 90-х годов, но благодаря мобильности нашла еще большее применение в гражданской сфере. Экскаватор унифицирован по многим узлам с выпускаемой серийной продукцией завода и оснащен минским двигателем Д-243. Насосный агрегат так же, как на классических экскаваторах, выполнен двухпоточным, с автоматом-регулятором мощности и дополнительным нерегулируемым потоком для вспомогательных функций. Аутригеры (опоры), как и у всех серийных пневмоколесных экскаваторов серии ЕК, откидные, только теперь они закреплены на накладной раме.
    Отличительная особенность рабочего оборудования ЕА-17 от других моделей экскаваторов с шарнирно-сочлененным оборудованием предприятия - четырехзвенный механизм складывания рукояти. Данное техническое решение было вызвано необходимостью вписать машину в дорожный габарит по высоте (4 метра) и улучшить обзорность оператору при транспортировке экскаватора (ковш ложиться на кабину).
    Украинская фирма "АТЕК", также является старейшим производителем экскаваторной техники, выпускает машину с шарнирно-сочлененной стрелой ЭОВ-4421 на шасси КрАЗа. Данное шасси выбрано не случайно: у него большая грузоподъемность, широкие односкатные шины, а так же разрешенный дорожными правилами габарит по ширине в 2,75 метра. Поэтому в инженерных войсках ЭОВ-4421 часто применяют для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций.
         Чешская фирма UNEX, производящая как колесные, так и гусеничные экскаваторы, представлена на рынке России моделью DH-214 на широко распространенном автомобильном шасси Татра-815-2. Данная машина находит широкое применение в аварийных службах и нефтяных компаниях, где требуется как мобильность, проходимость самого шасси, так и высокое усилие на кромке ковша при ведении землеройных работ и ликвидации последствий аварии.

Сравнительные технические характеристики экскаваторов с шарнирно-сочлененным рабочим оборудованием


ПАРАМЕТРЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель экскаватора

ЕА-17

ЭОВ-4421

DH-214

Масса, т 16,5 20 20,5
Базовое шасси Урал-4320 КрАЗ-255/260 Татра-815-2
Колесная формула 6х6 6х6 6х6
Максимальная транспортная скорость передвижения, км/ч 70 70 70
Шины базового шасси 1200х500- 533 1300х530- 533 (1350х530- 533) 18R22,5
Емкость ковша (по SAE), м3  0.65 0.75 0.7
Габариты, мм 7860х2500х3850 9400х2750х4200 Н.д.
Двигатель на поворотной платформе Д-243 СМД-17М Zetor 8701.176
Мощность двигателя на поворотной платформе, л.с. 81 80 115
Давление в гидросистеме, Мпа 28 16 16
Глубина копания, м 4,0 3,25 4,6
Радиус копания, м 7,1 7,34 Н.д.
Высота выгрузки, м 4,4 4,48 Н.д.
Угол поворота ковша, град. 166 Н.д. Н.д.
Макс. усилие на кромке ковша, кН Н.д. 91,2 100
Емкость бака гидросистемы экскаваторной установки, л 400 Н.д. Н.д.
Емкость топливного бака экскаваторной установки, л 200 Н.д. 400
Возможность передвижения и управления передвижением шасси из кабины экскаватора Нет Нет Да

В лидерах продаж - "телескопы".

        Экскаваторы с телескопическим рабочим оборудованием лидируют по продажам среди экскаваторов наавтомобильном шасси как в самой России, так и за рубежом (более чем в 3 раза). Поэтому следует рассмотреть более подробно их технические и конструктивные отличия  от стандартных образцов с шарнирно-сочлененной рукоятью. Среди особенностей "телескопов" можно отметить следующее:


  • способность резать грунт по прямой линии, т.е. вытягиванием стрелы;
  • возможность срезки и зачистки наклонных поверхностей, используя ротацию ковша (для тех моделей, где имеется эта опция);
  • уменьшенные габариты рабочего оборудования по высоте;
  • приспособленность для работы в закрытых помещениях, труднодоступных и ограниченных по высоте местах (например, под мостами, деревьями и трубопроводами);
  • возможность производить зачистку и планирование грунта одним простым движением (поэтому их часто называют планировщиками).

        Данные отличия позволяют телескопическим экскаваторам, используя ротацию ковша, подкапывать под трубами и производить зачистку не только горизонтальных, но и наклонных, а так же вертикальных поверхностей в ограниченных пространствах. Поэтому экскаваторы-планировщики с поворотным ковшом пользуются неизменной популярностью у фирм и предприятий, эксплуатирующих трубопроводы различного назначения.
        Указанные отличия позволили телескопическим экскаваторам, выпускаемым уже более 50 лет, прочно занять свою нишу среди других землеройных машин (первый телескопический экскаватор на автомобильном шасси был создан американцами в 1946 году фирмой GRADALL для реализации национальной программы строительства дорог).
        Сегодня на рынке России представлено пять производителей такой землеройной техники. Для сравнения: в США всего только две фирмы, выпускающие автоэкскаваторы - BADGER и GRADALL.
        Машин старейшего в мире производителя телескопических экскаваторов, владеющего 85% всех продаж в мире - фирмы GRADALL - в России пока единицы. Это модель GRADALL-660Е на шасси КрАЗ-260 или собственном спецшасси. Отличительные особенности американского шасси - отсутствие аутригеров (опор) и накладной рамы, на которой у отечественных моделей обычно монтируется телескопические рабочее оборудование. Рама автомобиля изготовлена из замкнутого усиленного профиля  и позволяет выдерживать все возникающие нагрузки как при транспортировке, так и при копании без аутригеров.
        Центральноевропейский производитель экскаваторов-планировщиков - чехословацкая фирма "ZTS" (сегодня это "CSM") из города Тисовец (Словакия), выпускает экскаваторы-планировщики с 1966 года. Сегодня она реализует в России две их модели: UDS-144 и UDS-214. Эти машины установлены на шасси Татра-815-2, которое имеет хребтовую раму, независимую торсионную подвеску переднего моста и независимую рессорно-балансирную подвеску заднего моста. Данное автомобильное шасси удачно подходит под установку спецтехники, включая краны и экскаваторы. Модель UDS-214 отличается от модели UDS-114 наличием блоков дистанционного управления рабочим органом (джойстики) и может иметь такую опцию, как управление передвижением шасси из кабины экскаватора.
        Белорусское ЗАО "КЭЗ" представлено на рынке России экскаватором - планировщиком модели ЭО-3533У на базе автомобиля "Урал". У данной машины телескопическое оборудование аналогично оборудованию выпускавшихся ранее экскаваторов кентаусского завода ЭО-3533. Поэтому установка такого рабочего оборудования на сегодняшний день без серьезной конструкторской модернизации не выдерживает конкуренции перед другими экскаваторами - планировщиками с ротацией ковша. Сегодня завод переживает тяжелые времена и выпуск данной продукции ограничен.
        Старейшее в России предприятие по выпуску техники военного назначения - пермское предприятие "Мотовилихинские заводы" - выпускает по документации ВНИИстройдормаш телескопические экскаваторы с 1997 года. На сегодняшний день заказчикам предлагаются три модели экскаваторов - планировщиков: ЭО-43212, ЭО-43213, ЭО-43214. Их телескопическое рабочее оборудование одинаково (объем основного ковша 0,5 м3), а разница состоит только в различных базовых шасси: это КамАЗ-53228, КамАЗ-43118 или Урал-4320. Основное отличие экскаваторов пермского завода от их аналогов в том, что механизм ротации стрелы находиться в центре неподвижной ее части и поворот рабочего органа происходит вместе со всей подвижной стрелой.
        Машиностроительное предприятие ООО СП "Святовит" проектирует, производит и продает сегодня в России три модели экскаваторов-планировщиков. Это EW-25T1 (ЭО-4431) на базе спецшасси МЗКТ, EW-25М1.100 на базе КамАЗ-53228 и EW-25М1.000/010 на базе МАЗ-630380. Спецшасси МЗКТ отличается от других автомобильных шасси наличием собственной усиленной рамы, обычно устанавливаемой на автомобильной платформе. Отличительные особенности экскаваторов предприятия от их аналогов - возможность замены рабочих органов, а так же перемещение и управление передвижением шасси не выходя из кабины экскаватора, что значительно упрощает планировку откосов в дорожном строительстве и при других работах.
        Необходимо отметить, что предприятие одним из первых в СНГ приступило к установке на всю свою серийную продукцию комплектов стеклопластиковых капотов и кабин с клееными стеклами, Все модели экскаваторов предприятия могут по заказу оснащаться гидравликой Mannesmann-Rexroth и выполняться в северном варианте.

Сравнительные технические характеристики экскаваторов с телескопическим рабочим оборудованием

ПАРАМЕТРЫ

МОДЕЛИ ЭКСКАВАТОРОВ

GRADALL- 66OC (E) UOS114/214 30-3533У 30-43212 30-43213 30-43214 EW-25T1 (30-44311) EW-25M1.100 EW-25M1. 000/010
Масса, т 23.9 21.8 28.83 19.5 20.7 20.1 24.82 22.83 23.1/23.26
Базовое шасси Спецшасси и GRADALL Татра- 815-2

Урал-4320

КамАЗ-53228

Урал-4320

КамАЗ-43118

МЗКТ-8007

КамАЗ-53228

МАЗ-630380

Колесная формула

6х6/6х4

6х6

6х6

6х6

6х6

6х6

6х6

6х6

6х4

Максимальная транспортная скорость, км/ч

82

70

60

70

70

70

50

60

60

Шины базового шасси

11х20-12pr

18R22.5

1200x500-508

10R20

1200x500-508

425/85R21

15R20

10R20

12R20

Емкость ковша (по SAE), м3

0.57

0.63

0.5

0.5

0.5

0.5

0.63

0.63

0.63

Длинна, мм

9000*

8840

9600

8400

9400

8520

9785

9070

8700

Ширина, мм

2700

2600

2500

2500

2500

2500

2500

2500

2500

Высота, мм

3500*

4000

4000

3800

3900

3900

3975

3950

4000

Двигатель на поворотной платформе

GM4-71N/ Deutz F6L413FR

ZETOR- 8701.176

Д243

Д243

Д243

Д243

Д245

Д245

Д245

Мощность экскаваторного двигателя, л.с.

145/143

115

78

78

78

78

105

105

105

Давление в гидросистеме, Мпа

16,5

16

25

28

28

28

28

28

28

Макс. глубина копания, м

7,9

6,6

4,5

5,8

5,7

5,7

6,76

6,9

6,9

Макс. радиус копания, м

10,3

10,4

8,2

9,0

9,0

9,0

10,5

10,5

10,5

Высота выгрузки, м

5,4

6,4

4,1

5,7

5,8

5,8

6,25

6,1

6,1

Ход телескопа, м

4,1

4,15

3,2

3,7

3,7

3,7

4,15

4,15

4,15

Угол поворота ковша, град.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- вокруг шарниров крепления

165

145

175

140

140

140

145

145

145

- вокруг продольной оси [общий]

180

360

Н.д.

360

360

360

360

360

360

Максимальное усилие на зубьях ковша при работе поворотом ковша, кН

88,2

85

81,3

90

90

90

85

85

85

Максимальное усилие на зубьях ковша при втягивании телескопа ковша, кН

76,9

85

78,2

100

100

100

110

110

110

Фильтрация, мкм

10

10

25

25

25

25

10

10

10

Емкость топливного бака экскаватора, л

550

400

300

Н.д.

Н.д.

Н.д.

320

320

320

Возможность быстрой замены рабочих органов из кабины экскаватора

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

Возможность передвижения и управления передвижением шасси из кабины экскаватора

Да

Нет/Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет/Да

Комплектация гидравлики аппаратами фирмы Mannesmann-Rexroth

Да

Нет/Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да
* без размера ковша









Наши партнеры:

Дизайн студия Икс Креатив